Легкие деньги: как сервис для банков зарабатывает на push-уведомлениях

Легкие деньги: как сервис для банков зарабатывает на push-уведомлениях

2215
ПОДЕЛИТЬСЯ

В ноябре 2014 года на банковской конференции к 25-летнему Владиславу Королеву выстроилась очередь из 15 банкиров. Он только что рассказал о своем стартапе — сервисе Tim connect, который позволяет отправлять клиентам push-уведомления об операциях по их картам взамен традиционных смс. Банкирам понравилась возможность снизить расходы на рассылку sms​, которые стали обязательными для банков, а стоимость существенно возросла. Спустя несколько месяцев тестовые испытания сервиса проходят в нескольких банках, ежемесячная выручка стартапа превысила 15 млн руб., правда, приносит он пока одни убытки. К концу 2016 года Королев надеется занять 35% рынка обязательных сообщений от банков, объем которого, по его оценкам, превышает 10 млрд руб. в год.

Киберпредприниматель

Королев начинал как дистрибьютор плат для игровых автоматов, а потом сделал стремительную карьеру в компании Cyberplat, где придумал и внедрил проект по добавлению рекламы в СМС-оповещение, подтверждающее зачисление средств через платежный терминал на счет мобильного телефона. «Мой проект просуществовал 1,5 года, ровно до тех пор, пока сотовые операторы не подняли цены, — рассказывает Королев в интервью РБК. — Я понял, что в таких условиях проект нежизнеспособен, так как стало ясно, что клиенты не захотят тратить значительно большие деньги. Разумеется, меня это огорчило, ведь этот проект сделал меня заместителем коммерческого директора в компании».

В Cyberplat опровергают слова Королева. «Он работал и уволился менеджером коммерческого отдела, — говорит представитель компании. – Проект по добавлению рекламы в СМС-оповещение разработал не Королев: он работал над его реализацией вместе с другими сотрудниками отдела в качестве технического исполнителя».

Дело в том, что 1 января 2014 года вступила в силу ч.4 ст.9 ФЗ-161 «О национальной платежной системе», обязывающая банки моментально уведомлять клиентов по любым операциям с их финансовыми средствами на картах. «Есть мнение, что закон лоббировала тройка, потому что через 2 недели после его принятия цена на смс-оповещение выросла», — говорит Королев. Он пытался отыскать альтернативу СМС-оповещению, и оно нашлось почти случайно, когда на экране своего смартфона он увидел push-уведомление о сообщении в мессенджере What’s App: «Так зародилась идея сервиса, который стал сегодня особенно востребован».

В феврале 2014 года на паритетных началах со своим однокурсником из МГИМО Александром Бенза (позже он вышел из бизнеса), Королев зарегистрировал ООО «ТИМ» и начал собирать команду из своих знакомых, сотрудников банков и СМС-агрегаторов, подбирая персонал так, чтобы каждый уже имел опыт работы в отрасли и представлял, какие задачи нужно будет решать. Название для сервиса Королев придумал по аналогии с расшифровкой СМС (sms — short message service)  — transaction insert message (TIM).

Как работает Tim connect

Сервис Tim connect выступает в роли посредника между банком и клиентом. Банк отправляет информацию на сервер Tim connect, а тот в свою очередь отправляет сообщение на мобильный телефон клиента в виде push-уведомления. Если клиент в течение 10 секунд не просматривает сообщение, то оно дублируется в виде СМС. Клиент банка должен скачать одноименное мобильное приложение, которое самостоятельно будет получать уведомления от банка.

Поиски инвестиций на стадии идеи для Tim connect не увенчались успехом. В разработку сервиса Королев к настоящему времени вложил 22 млн руб. «Это личные сбережения и заемные деньги», — говорит он. Большая часть средств ушла на оплату труда разработчиков сервиса и его мобильной версии сразу для трех популярных платформ (iOs, Android, Windows). На разработку пилотной версии приложения ушло 9 месяцев. «Ни одной готовой технологии мы не покупали, — рассказывает Королев. — Мы написали софт для собственного СМС-агрегатора и подключились к системам сотовых операторов для отправки СМС-сообщения в случае недоставки или непрочтения push-нотификации. Создали процессинг, превращающий запросы от банков в push-уведомления или в СМС-сообщения в случае, если наш сервис не поддерживается устройством клиента, а также библиотеки, которые можно встроить в действующие приложения банков». По словам предпринимателя, архитектура системы разделена на три основных компонента: один отвечает за доставку СМС-сообщений, другой — за push-нотификацию, третий — сервис личного кабинета для банков.



Основатель сервиса Tim connect Владислав Королев
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Владислав Королев

Начал заниматься бизнесом в пятом классе, когда стал ремонтировать сотовые телефоны одноклассников. Окончил МГИМО и колледж Санта-Моники. За три года сделал карьеру в системе платежей Cyberplat, пройдя путь от рядового сотрудника до заместителя коммерческого директора.

Охота на банки

Принцип монетизации проекта незамысловат: «ТИМ» зарабатывает только в том случае, если клиенты читают push-уведомление. В этом случае банк платит компании Королева 10 коп., если же приходится отправлять СМС, то сервис ничего не зарабатывает. Королев уверяет, что для среднего по размерам банка СМС обходятся в среднем по 60–80 коп. за шт. Пресс-секретарь «МегаФона» Алия Бекетова сообщила РБК, что для банков существует специальная опция по рассылке СМС-сообщений, цена на которую в 2014 году не менялась и составляет 30 коп. за СМС. В компании «ВымпелКом» РБК рассказали, что стоимость СМС зависит от количества сообщений. При объеме свыше 1 млн шт. в месяц цена составит 60 коп. за шт. По данным Tim connect, ежемесячно банки России отправляют 1,7 млрд СМС своим клиентам, на что тратят около 850 млн руб. (при средней цене около 50 коп. за шт.). По оценкам Королева, при переходе на push-уведомления банки могут снизить расходы на уведомления клиентов до 5 раз.

Для продвижения своего сервиса команда «ТИМ» использует прямые продажи. Обычно презентацию продукта проводит сам основатель. «Представьте, вы приходите в IT-департамент банка, а там заявляют, что все ресурсы расписаны на 1,5–3 месяца вперед, и они не готовы к новым трудозатратным интеграциям, — делится опытом Королев. — Мы же приходим и заявляем, что предлагаемая нами технология встраивается за один день и не требует никаких дополнительных затрат, а, наоборот, позволяет сократить расходы». После ноябрьской презентации, сервис «ТИМ» согласились протестировать 7 из 15 заинтересовавшихся банков, сейчас их уже около 30, говорит Королев (в том числе Локо-банк, Росэнергобанк, Акбарс Банк, Уральский банк реконструкции и развития​ (УБРиР) и Межтопэнергобанк). Общее число скачиваний мобильного приложения на трех платформах превысило 100 тыс., говорит Королев.

Ежемесячная выручка «ТИМ» уже превышает 15 млн руб., но пока львиную долю в ней занимают СМС, на которых сервис ничего не зарабатывает. Так, в феврале через Tim connect было отправлено 23 млн СМС (деньги за них Королев переводит сотовым операторам) и 10 млн push-уведомлений, которые могли принести около 1 млн руб. При этом только на персонал и аренду офиса требуется 2,5 млн руб. в месяц.

Tim connect в цифрах

10 млрд руб. — объем рынка СМС-сообщений от банков

1,7 млрд СМС ежегодно отправляют банки.

22 млн руб. составили инвестиции в проект

15 млн руб. — ежемесячный оборот компании

50 коп. — средняя цена СМС для банка

10 коп. — стоимость одного push-уведомления

70% людей в России пользуется услугами двух банков и более

Источник: данные компании​

Одним из первых клиентов «ТИМ» стал Межтопэнергобанк. «Нам нравится, что для информирования клиента используется отдельное приложение, это открывает массу новых возможностей в сравнении с СМС, — заявил РБК начальник управления информационных технологий банка Сергей Степанов. — Например, каждое уведомление о списании по карте, которое мы направляем клиенту, содержит информацию о стране и городе, где данная операция была совершена». По словам Степанова, с помощью Tim connect в Мэжтопэнергобанке хотят сделать уведомления клиентов легко читаемыми и максимально понятными, чтобы предоставить своим клиентам удобный и технологичный инструмент управления финансами.

По статистике Межтопэнергобанка, клиенты читают 60% отправляемых им push-уведомлений. В 30% случаев банк не получает быстрого отчета о прочтении, а 10% push-уведомлений не доставляется из-за отсутствия интернета, в этих случаях push-уведомления дублируются СМС-сообщением. «Статистика показывает, что заявлять об отказе от услуг СМС-агрегаторов было бы преждевременно, — отмечает Степанов. — Использование push-уведомлений обходится существенно дешевле, и это более развитая технология, но для клиентов, например, с Nokia 3310, должен работать резервный канал. Поскольку Tim connect также предоставляет сервис по отправке СМС, мы рассматриваем возможность долговременного сотрудничества по обоим направлениям деятельности».

В Росэнергобанке также подтвердили факт тестирования сервиса Tim connect. «Цена одного сообщения действительно получается гораздо экономичнее», — сообщил РБК начальник департамента информационных технологий банка Леонид Белышков. По его словам, сейчас банк проверяет работу сервиса в связке с новой системой потребкредитования. «Клиент, заполнивший заявку на кредит на сайте банка или во время визита в отделение, получает предварительное решение о предоставлении кредита по СМС или через push-уведомление в течение 5 минут», — рассказывает Белышков. По его словам, по результатам пилота в банке примут решение о сотрудничестве с «ТИМ».

Больше, чем информация

Александр Лазарев, партнер Maxfield Capital, сомневается в перспективах сервиса Tim connect. «Для работы с сервисом клиенту банка необходимо установить приложение, что затрудняет массовый набор аудитории, — считает Лазарев. — Кроме того, Tim connect потенциально конкурирует с корпоративными приложениями банков». По данным Nielsen, в 2013 году человек в среднем использовал 27 приложений в месяц, и это число, как и время, затраченное на них, неуклонно растет, что увеличивает конкуренцию между приложениями.

«Согласно нашей статистике проникновение мобильных приложений ведущих российских банков невелико — в среднем ими пользуются всего 5% клиентов, — парирует Королев, — Сейчас у самых-самых продвинутых эта величина составляет 11%, но мы сможем эти цифры расширить до 50–60%». Для этого в Tim connect Королев встроил анализатор расходов: информация о тратах, поступающая от банков, разносится по статьям, и клиент может видеть, на что он и сколько израсходовал за период.

Мобильных приложений, позволяющих вести личный бюджет, немало, но все они предполагают ввод данных вручную, что быстро надоедает их пользователям. «С приложением клиент получает персонального менеджера расходов с возможностью в реальном времени видеть остатки по своим счетам, кредитам, вкладам, и не только в нашем банке, но и в стороннем», — подтверждает руководитель дирекции стратегического развития информационных технологий УБРиР Михаил Свердлов. По его словам, банк в ближайшее время планирует начать тестирование сервиса Tim connect.

Основными конкурентами для Tim connect являются крупные СМС-агрегаторы, но и они признают, что конкуренция в сегменте услуг для банков возрастает. «На услуги СМС-агрегатора для банковского сектора фиксируется активный спрос, но наблюдается замедление роста данного рынка, — сообщил РБК Андрей Журбенко, директор по развитию компании «Крафт Телеком», услугами которой сейчас пользуются свыше ста банков. — Мы наблюдаем повышенный интерес наших клиентов к альтернативным способам коммуникации с конечными потребителями, в том числе посредством интернет-технологий».

Технологии с push-уведомлениями развивает в России несколько компаний. Так, московская компании Wings разрабатывает специальное программное обеспечение, которое интегрируется в IT-системы банков и позволяет кредитным организациям напрямую рассылать СМС-сообщения или push-уведомления. «Мне кажется, что создание отдельного приложения для получения уведомлений от банков — иллюзорный путь, — заявил РБК гендиректор Wings Игорь Старков. — У всех банков есть собственные мобильные приложения, и мы работаем в направлении создания продуктов, дополняющих их». Среди клиентов Wings по рассылке СМС-сообщений — ВТБ24 и Центрально-Черноземный банк Сбербанка. По словам Старкова, сейчас компания тестирует мультиканальные шлюзы по рассылке СМС-сообщений и push-уведомлений (а в перспективе — сообщений в WatsApp и e-mail) в трех банках, назвать которые он отказался. Свое решение для рассылки push-уведомлений предлагает и крупнейший разработчик банковского софта в России — компания БСС (она не ответила на запрос РБК).

«В целом рассылка push-уведомлений через собственные банковские приложения, предоставляющие комплексный сервис для клиентов банка, выглядит как более лаконичное решение проблемы, особенно на фоне постоянно снижающейся стоимости разработки и обслуживания такого класса приложений даже для небольших банков, — считает Олег Сейдак, партнер фонда Flint Capital. — В среднесрочной перспективе наличие собственного приложения станет отраслевым стандартом для банка любого размера, что лишит специализированное приложение смысла».