Франция временно увеличит свою долю в совладельце АвтоВАЗа

Франция временно увеличит свою долю в совладельце АвтоВАЗа

1720
ПОДЕЛИТЬСЯ

​Правительство Франции временно нарастит свою долю в автопроизводителе Renault с 15,01% до 19,7%. Об этом говорится в распространенном 8 апреля совместном сообщении (.pdf) от имени министра финансов Мишеля Сапена и министра экономики и промышленности Эммануэла Макрона.

Renault является крупнейшим акционером российского АвтоВАЗа. По состоянию на конец 2014 года Renault косвенно владел 37,25% акций АвтоВАЗа через совместное предприятие Alliance Rostec Auto (акционеры — Renault, Nissan и «Ростех»), подконтрольное альянсу Renault-Nissan.

Государство уже выкупило 9,56 млн акций Renault и в ближайшем будущем доведет это количество до 14 млн акций. На эти цели будет потрачено от €814 млн до €1,232 млрд. От французского правительства в сделке участвует Агентство по управлению государственным имуществом (APE), которое управляет принадлежащими государству акциями французских компаний. Как уточняет Le Figaro, в сделке был задействован Deutsche Bank. По условиям покупки акций, в течение шести месяцев государство может продать все или часть из 14 млн акций Renault немецкому банку по заранее оговоренной цене.

Социалистические мотивы

Французское правительство объяснило свои действия в отношении Renault стремлением сохранить существующую систему голосования акционеров концерна. В марте 2014 года во Франции был принят закон, получивший назван​ие «Закон Флоранжа» [La Loi Florange]. Среди прочего, он позволяет акционерам, при условии владения долями предприятия в течение двух лет, получить по два голоса на каждую акцию вместо одного. В законе есть оговорка, что он не распространяется на компании, в уставе которых прописана система «одна акция — один голос».

Закон Флоранжа получил название по небольшому городу в Лотарингии. В 2012 году металлургическая компания ArcelorMittal хотела закрыть там свой завод. С этим не согласились сотрудники завода и местные жители. Ситуацию во Флоранже использовал в своей предвыборной компании социалист Франсуа Олланд. Принятый в 2014 году закон дает долгосрочным держателям акций больше голосов, что призвано стимулировать более продолжительное владение бумагами в противовес спекулятивным покупкам. Он также обязывает собственника предприятия использовать все возможности для поиска покупателя перед возможной продажей актива

В случае с Renault, как отмечает Les Echos, владение 19,74% акций позволяет государству получить 23,2% голосов. Как сообщил этому изданию источник в Министерстве экономики, правительство надеется, что, учитывая низкую явку акционеров, у него хватит голосов заблокировать перемены в системе голосования на ближайшем собрании акционеров Renault. Оно назначено на 30 апреля.

Помимо французского государства крупным акционером Renault является японская компания Nissan. Ей принадлежат 15% акций, однако они не являются голосующими. Сотрудники Renault владеют 3,06% акций, еще 3,10% принадлежат немецкому автопроизводителю Daimler AG. 62,46% акций находятся в свободном обращении.

Само французское правительство признало, что его действия носят исключительно тактический характер. В заявлении Сапена и Макрона прямо говорится, что «[выкуп дополнительных акций Renault] ни в коем случае не свидетельствует о намерении государства как-либо снизить или увеличить свою долю в Renault в долгосрочной перспективе». После годового собрания ​​акционеров правительство намерено продать новоприобретенные акции. Точное время продажи в заявлении французского правительства не названо.

В документе отмечается, что более половины компаний, входящих в ключевой французский биржевой индекс CAC 40, поддерживают системы «двойных голосов». Как пишет Le Monde, сейчас таких предприятий насчитывается 22. Среди них производитель электроэнергии Electricite de France, энергетическая компания GDF Suez, оператор мобильной связи Orange.

По состоянию на 17:40 мск акции Renault подорожали на 0,91%. Капитализация компании составляет €25,4 млрд.